ЧЕЛОВЕК-ПЛАНЕР
Прыжки на лыжах с трамплина к "козырным"
для нас олимпийским дисциплинам не отнесешь. Тем
не менее и история, и традиции у этого вида спорта
в России есть. И будущее, как считают те, кто им
занимается, - тоже.
ВОРОБЬЕВО
Когда-то говорили "Ленин" - подразумевали
партию, говорили "Ленинские горы" - подразумевали
трамплин К-60 и МГУ (год рождения обоих - 1953-й).
Трамплин, хотя и ниже университета раза в четыре,
достойно конкурировал с ним за главенство на горах.
Стоит он и поныне и виден отовсюду, как и прежде,
но о том, что там происходит, - ни слуху ни духу.
Я, признаюсь, думал, его давно закрыли.
Оказывается, жив курилка! И работает на полную катушку
- просто скромно, как рядовой служащий. Не навешано
на него мемориальных досок, где бы прохожий прочитал,
что находится в былой Мекке горнолыжного спорта
СССР. А если бы и прочитал, удивился бы: что, во
всей России места повыше для "Мекки" не
нашлось?
Действительно, какие же это горы - 50 - 60 метров?
Тем не менее почти вся элита горнолыжного спорта
СССР проживала в Воробьево - деревне на 600 дворов,
которую стер с лица земли МГУ. Воробьевцам страшно
повезло: они в числе первых в СССР, еще в 30-е,
увидели настоящие горные лыжи на шуцбундовцах, австрийских
коммунистах, убежавших в СССР от фашистов. Как красиво
на этих невиданных лыжах носился меж деревьев к
реке профи Густав Деберль! Именно на Воробьевых
горах поселились горнолыжные секции - "Трудовые
резервы", "Труд", "Наука",
"Спартак", "Локомотив", ЦДКА,
"Динамо". Под рукой у тренеров имелось
полным-полно замечательного "материала":
вся здешняя ребятня зимой с утра до вечера каталась
с гор, забросив школу. Кто-то на лыжах, но большинство
на досках, фанерках, санках...
СНОУБОРДЫ ИЗ БОЧЕК
- Эти тренеры, честно говоря, спасли многих из нас
от тюрьмы и пьянства, - вспоминает неоднократный
чемпион СССР по горным лыжам Талий Монастырев из
Потылихи (деревня чуть выше Воробьево по реке).
- Из самых отъявленных хулиганов получились замечательные
спортсмены. Вообще в такие экстремальные виды спорта,
мне кажется, и идут ребята хулиганистые, по природе
рисковые.
Горных лыж тогда и не видели. Но и с обычными было
плохо. Бывало, подкараулим, когда ребята с Усачевки
на лыжах идут по реке, и отнимем лыжи. Потом они
нас подкараулят - отнимут... На чем только не катались!
На "бочках", например: разбирали большие
бочки на доски, они были такие слегка загнутые,
10 сантиметров шириной. Сейчас это называют "сноубордом".
Летали на них с бугров метров на 10 - 20! А еще
на склонах стояли сараи. И когда их засыпало снегом,
получались отличные трамплины. Поэтому, когда позже
начали прыгать с настоящих, было не страшно.
Если ломались лыжи - трагедия! Склеивали... Выдавали
нам еще лыжи, к которым ботинки были прибиты гвоздями
- чтобы не украли. Часто из-за этого ноги ломали.
Ну а после войны получили много трофейных горных
лыж и ботинок. Богаче всех были, конечно, ЦДКА и
"Динамо". Ботинки называли "студебеккерами"
- на кожаной подошве, с деревянными гвоздями. Мы
в них в школу ходили - другой обуви не было. И пижонили
- косолапили, как настоящие горнолыжники, на чуть
согнутых ногах.
Раньше с трамплинов прыгали все - и прыгуны, и слаломисты.
Даже не на прыжковых лыжах. В скоростном спуске
тоже ведь прыгаешь - иногда метров на тридцать.
И для тренировки вот так, по-горнолыжному, "бомбочкой"
и летели с трамплина... Первый трамплин, деревянный,
40-метровый, построили на самом крутом месте, у
церкви. В войну его разобрали на дрова. Константин
Кудряшов прыгал на нем за пятьдесят! Вот человек!
На перекладине не мог подтянуться, а на лыжах летал,
как Бог! В 40-м в Красноярске прыгнул с 70-метрового
трамплина на 82 метра!
70 ТЫСЯЧ БОЛЕЛЬЩИКОВ
В 53-м построили передовой по тем меркам 60-метровый.
На открытии Виктор Афанасьев прыгнул с него на 62,5
м. Решили провести на Воробьевых горах чемпионат
страны. Едва не сорвалось: умер Сталин. Перенесли
на неделю. Несмотря на траурные настроения, Юрий
Скворцов улетел на 66 метров. В 54-м - первые международные
соревнования: 70 тысяч зрителей, в ложе Буденный
и Ворошилов, ночные полеты...
Деревню снесли, но в 60-е полку любителей Воробьевых
гор прибыло - на метро (в 59-м открылась станция
"Ленинские горы"). Однако трамплин быстро
старел. Не физически - простоит еще не один десяток
лет! - морально. По всему миру строили более мощные
К-90, К-120. В Горьком в 58-м на берегу Волги возвели
100-метровый, прозванный "Жирафом". Пытались
сделать мощнее и воробьевский, углубив склон приземления,
но помешали грунтовые воды. Вообще место оказалось
для трамплина не лучшее - ручьи, родники... Несколько
раз под трамплином так подтапливало, что приходилось
вызывать пожарных с насосами. В конце 70-х его превратили
в К-72, но он все равно считается "детским",
только для ДЮСШ...
ЛЫЖИ-ЗАКРЫЛКИ
Родина лыжных трамплинов - Норвегия. Сначала, два
века назад, прыгали со снежных бугров - кто выше.
Потом начали лепить трамплины из снега и прыгать
в длину. Первый официальный рекорд соревнований
1868 года - 19 метров. Летали, как эквилибристы,
махая руками, кто-то занимался клоунадой на потребу
публике. Особо эффектные падения оценивались бурными
аплодисментами. Цирк, да и только!
В начале XX века прыжки стали спортом. На первой
зимней Олимпиаде в 1924 году в Шамони прыгуны улетали
с деревянных трамплинов за 50 метров. Самодеятельность
становилась уже смертельно опасной. Заговорили об
аэродинамике полета. Для уменьшения сопротивления
воздуха и создания подъемной силы прыгуны смыкали
лыжи (чем не крыло?) и, наклонившись (спина прямая!),
ложились грудью на воздушную подушку. Так и летали
до середины 50-х.
- До 54-го все выигрывали норвежцы, - рассказывает
главный тренер сборной России по прыжкам на лыжах
Геннадий Калакуцкий. - А тут на чемпионате мира
в Фалуне неожиданно победил финн Матти Пиетикайнен.
Благодаря простой вещи - изменил крепление ботинок.
Раньше пятка почти не отрывалась от лыжи, теперь
можно было оторвать ее, лечь пониже, а лыжи держать
под некоторым углом к траектории полета. Появилась
дополнительная подъемная сила.
- Лыжи сработали, как закрылки у самолета?
- Похоже... Потом стали делать ботинки с большим
каблуком - чтобы увеличить угол атаки лыж. А еще
финны прижали руки к туловищу - и красиво, и обтекаемость
лучше. "По-фински" весь мир и прыгал 35
лет - до 1989 года, когда швед Ян Боклев начал разводить
лыжи в стороны (это назвали V-образным стилем) и
ложиться между ними. За технику баллы он получал
небольшие - такой полет считался неправильным, -
но длину показывал колоссальную! На 10-15 метров
всех опережал! Эта придумка дала даже больший эффект,
чем финская в 54-м. Теперь весь спортсмен лежал
на воздушной подушке, плюс лыжи работали, как крылья.
Человек полетел, как планер.
- В аэродинамических трубах прыгунов не продували?
- А как же! В ЦАГИ на улице Радио Ниренберг Георгий
Робертович продувал члена сборной Николая Иванникова.
Его подвешивали, давали воздух... А первым начал
продувать спортсменов немец Штрауманн в 50-е.
ПОЛЕТЫ В ЯМУ
- Раньше трамплины были "глубинными",
- продолжает Калакуцкий. - Прыгун взлетал над горой
приземления метров на десять, а потом, как в яму
проваливался. На стометровых трамплинах удар был
жуткий - больше полтонны по ногам! Много было падений,
травм. С 70-х начали строить трамплины, которые
назвали "аэродинамическими". Изменилась
дальность полета и траектория, вытянули и гору приземления.
Лыжник парит вдоль склона на высоте 4-5 метров и
может в любой момент приземлиться.
- Но и гору разгона изменили? На глубинных-то, наверное,
вверх подкидывало?
- Нет. Стол отрыва на трамплине обязательно должен
быть наклонен вниз. Если его сделать даже горизонтальным
- выкинет так далеко, что разобьешься! Раньше угол
наклона был 9 градусов, теперь на пару градусов
ниже. Другое дело, тогда спортсмены отталкивались
вверх, теперь - вперед. А улетают дальше благодаря
изменению техники, амуниции, покрытий... Раньше
при разгоне руки впереди держали, теперь сзади -
более обтекаемая форма. Скорости такие (на К-120
в среднем 92 км в час), что гора разгона стала даже
меньше, чем в прежних, глубинных.
- Чего же уменьшать? Чем дальше прыгнешь, тем лучше!
- Это не прыжки в длину, где можно ставить мировые
рекорды. У каждого трамплина есть критическая точка
(К), дальше которой прыгать запрещено (отсюда и
названия: К-90, К-120). Хотя на десяток метров можно
перелететь, есть запас склона, но еще дальше - можно
ноги переломать. Поэтому, если начинаются прыжки
за "критическую", судьи переводят спортсменов
на стартовую площадку пониже. На больших трамплинах
до пятнадцати таких площадок.
- Нельзя, что ли, спрогнозировать, куда они улетят?
- Нельзя. Все зависит от погоды, от порыва ветра.
Поэтому прыжки - это лотерея.
"ВСТРЕЧНЯК"
- Встречный ветер создает дополнительную подъемную
силу: полтора-два метра в секунду - то, что надо!
Попутный, наоборот, - безвоздушное пространство:
ты не можешь опереться о воздух, проваливаешься.
На горе развешаны ленточки, которые показывают направление
ветра, и тренеры со спортсменами глаз с них не сводят.
Подул встречный - удача, надо быстрее стартовать!
Боковой ветер мешает. Чтобы не опрокинуло, прыгуны
руками работают. Очень важно быть гибким, раскованным
в полете - чтобы движением, скажем, ладони, среагировать
на какое-то изменение ветра...
- Но вот прыгун на старте, и вдруг порыв попутного.
Импульсивное желание - переждать?
- Раньше было так: старт дали, а ты тянешь. Тебе
судьи машут, кричат по громкоговорителю: "Спортсмен
Иванов, на старт!" А ты смотришь на тренера
- когда он даст знак. Сейчас такое не проходит -
есть светофор. Зеленый свет - стартуй! У тебя 20
секунд.
- Трамплины, говорят, есть удачные и не очень. Вот
Нагано ругали - ветер часто гуляет...
- За границей почти все трамплины стоят на естественных
склонах, и от боковых порывов ветра более или менее
защищают деревья. Наши же почти все с искусственной
горой. В Нижнем Новгороде, в Москве. На естественной
горе прыгать не так страшно. А в том же Кирове трамплин
на ровном месте построен. Страшно, особенно новичкам
- высота такая, будто с десятиэтажного дома сигаешь!
НА СТАРТ С ПИЛОЙ
- Прыгать стали дальше и потому, что лыжи стали
шире, - говорит Калакуцкий. - Раньше они были сантиметров
12, сейчас 24 - 25. Такие "лопаты"...
Но при этом легче! Пара лыж вместе с креплениями
весит килограммов пять - дерево и пластик. А раньше
были из гиккори - такая разновидность дуба.
- А длина?
- Раньше длина не ограничивалась. Но чем длиннее,
тем дальше полет. Поэтому решили: лыжи не должны
быть длиннее роста спортсмена плюс 80 см. Контроль
очень строгий.
- Когда замеряют рост, спортсмены, небось, вытянуться
норовят?
- Да. Во-первых, замеры стараются делать утром:
встали и побежали замеряться. Ведь утром человек
на пару сантиметров выше, чем вечером. Бывало, на
цыпочки вставали, под носок ватку подкладывали...
Лишний сантиметр роста - это лишних 20 - 25 квадратных
сантиметров "крыла". Сейчас такие хитрости
не проходят: рост замеряют с помощью электроники.
Оторвал пятку - сигнал!
- А если лыжи окажутся длиннее?
- Берешь ножовку и отпиливаешь лишнее. Еще колоссальную
роль играет место, где привинчено крепление. Чем
оно дальше от начала лыжи, тем подъемная сила больше.
Поэтому и здесь норма: от носка ботинка до начала
лыжи расстояние должно быть не больше 57 процентов
длины лыжи. Не соответствует - отворачивай шурупы,
переноси крепление вперед.
- На ширину тоже контроль?
- Нет. Ширина у всех типовая.
- Но если найдется умник и сделает широченные...
- Не найдется: тогда лыжа в лыжню не встанет.
- Сколько служат лыжи?
- Сезон - и привет! Поверхность стирается, становится
менее скользкой. У прыгунов, как правило, две пары.
Одну затирают на тренировках, в другой, поновее,
соревнуются.
- Но ведь можно шлифануть...
- Можно. Есть специальные порошки, растирки... Вот
"сера" - такой серебристый порошок. Его,
как соль из солонки, сыплют на лыжу и растирают.
Поверхность становится маслянистой. По инструкции
баночка рассчитана на обработку четырех пар лыж,
но наши, конечно, на десять пар растягивают - баночка-то
100 долларов стоит.
КОЖА И ПРОСЛОЙКА
- Раньше прыгали в свитерах, брюках, шароварах,
на голове - шерстяная шапочка. Какая уж тут обтекаемость!
Некоторые рукав увеличивали - получался как бы парус.
Больше ткани оставляли под мышками и между ног...
Сейчас комбинезоны обтекаемые, сшитые по определенным
стандартам. Комбинезон должен пройти продувку -
есть такие аппараты вроде пылесоса. Если ткань слишком
плотная (такая лучше "держит" в воздухе)
- стоп! Если все в норме - ставят специальное клеймо
на брючину.
- Костюм не лыжа, служит не один год?
- Ошибаетесь. Мастер должен менять костюм каждый
сезон. От падений на снег он становится шершавым
и менее обтекаемым. А должен быть гладким, блестящим,
как у дельфина кожа.
- Если прыгуны борются за каждый грамм, то под комбинезоном
они, наверное, практически голые?
- Да. Поэтому мерзнут. Прыгнул и сразу греться!
- Чем легче прыгун, тем дальше улетит, - подтверждает
президент Федерации прыжков на лыжах с трамплина
и лыжного двоеборья России Владимир Славский. -
Поэтому все стараются согнать вес. Но надо знать
меру: можно довести себя до дистрофии. У прыгунов
даже начали проверять толщину жировой прослойки
(есть специальный прибор) в шести местах на теле.
Ниже нормы - свободен!
- А сверх нормы?
- Таких не бывает. Это все равно, что прыгать с
гирей в кармане.
- Значит, побеждают маленькие?
- Нет. Чем выше прыгун, тем лучше - больше подъемная
сила. Вот Александр Белов при росте 183 см весит
всего 59 кг! Идеальная конституция! А вообще нормой
для прыгуна считается, если он весит "рост
минус 116". Неплохое соотношение у Скобелева
- 180 см и 63 кг.
- Дисквалифицировали у нас Диму Васильева, помните?
- добавляет Калакуцкий. - Фуросемид принимал для
снижения веса. Примешь - лишних полтора килограмма
с мочой выйдет. Ничего криминального, вот только
фуросемидом можно скрыть применение анаболиков.
Поэтому и запрещен.
"НА ГОРШОК"
- Как начисляют баллы?
- Технику оценивают пять судей по 20-балльной системе,
- отвечает Калакуцкий. - Низшая и высшая оценки
не учитываются, к сумме трех остальных прибавляются
очки за дальность полета.
- Судейские накладки случаются?
- Чтобы не случались, и отбрасывают завышенные и
заниженные оценки. Правилами расписано, за что снижается
оценка. Особенно следят за приземлением. Правильное
- одна нога впереди, другая сзади. Если же как,
мы говорим, "на горшок сел", вместо 20
баллов получишь 16.
- Часто выигрывает не тот, кто прыгнул дальше всех?
- Если преимущество в дальности небольшое, а техника
подкачала, можно и не победить. Ну а если все прыгнули
на 125 метров, а ты на 140, станешь чемпионом, даже
если "сел на горшок".
- Очень травмоопасный вид?
- Травмы у нас, как в авиации аварии, в основном
при посадке: когда идут на рекорд, тянут до последнего
и улетают за критическую. Но вот Скобелева Валеру
два года назад в Планице боковой шквал в полете
перевернул, и он головой ударился о гору. Страшное
падение! Все думали, перелом позвоночника, голова
болталась... Шлем спас. Получил трещину в шейном
позвонке. Сейчас снова в сборной - оклемался.
Бывали и смертельные случаи. Костя Власов, чемпион
СССР, погиб в 55-м в Кирове. Сломал лыжу, упал,
напоролся на ее осколок и перебил сонную артерию.
Мгновенная смерть. Часто травмы от того, что мало
снега: в районе приземления есть, а сбоку - замерзшая
земля. Если туда скинет - беда. Но все таки травм
не так много, как можно подумать: в тех же горных
лыжах гораздо больше.
ПАРА ЛЫЖ НА ПЯТЕРЫХ
- Трамплины бывают разные, - продолжает рассказ
Калакуцкий. - Например, "летные" и "летние".
На "летных" разыгрываются специальные
чемпионаты - по прыжкам за 200 метров. Таких в мире
всего шесть. Больше не строят: федерация запретила
- травмоопасно. Там прыгают только асы. В Гарахове
в Чехии установили мировой рекорд - 225 метров!
- А "летние"?
- Когда не было трамплинов с летним покрытием, тренировались
на водных. А искусственное покрытие придумали немцы
в конце 50-х. Гора приземления покрыта щетками из
полихлорвинила, а разгоняются по керамической плитке.
Если еще водой сбрызнуть, лыжи, как по льду, летят!
Только с грохотом. Еще есть трамплины с искусственным
намораживанием - под лыжней проложены трубки с фреоном...
Травм на летних меньше. На снегу прыгун может зарыться
в снег, и его развернет, а здесь гора приземления
идеально ровная. Вот только ожог можно получить,
если проедешься по синтетике.
- Как у нас с базой?
- Нет у нас базы! - со слезой в голосе отвечает
Славский. - Во всем мире основная подготовка проходит
на больших (К-90 и К-120) летних трамплинах. По
плану с мая до Олимпиады каждый спортсмен главной
сборной должен сделать по 1350 прыжков, 900 из них
летом, до первого снега. А в России нет ни одного
большого летнего трамплина! Только два "детских",
в Москве и в Питере. Сборники практически целый
год готовятся за рубежом, за сумасшедшие деньги,
на которые давно можно было реконструировать один
из глубинных и окупить расходы за два года.
- Чего еще у нас нет?
- Подъемников, снегопушек, механизмов для прокладки
лыжни на трамплинах - это что-то вроде тяжелых санок
с подогревом, чтобы протопить снег. Нет ратраков,
машин для подготовки горы приземления: она должна
быть в меру жесткая, чтобы спортсмен не проваливался
в снег, и шершавая, чтобы лыжи зацеплялись за поверхность.
- Из-за того, что нет подъемников, у нас и на тренировках
ребята в два-три раза меньше прыгают, - вставляет
главный тренер. - За рубежом спортсмены делают 15-20
прыжков, а наши 5-7 раз прыгнут - и наелись. Пока
дойдешь наверх... Ноги забиты, их надо помассировать,
минут 15 восстанавливать дыхание... А зимой наверху
особо и не отдохнешь - холодно!
- Самое удивительное в том, - продолжает Славский,
- что мы почти сохранили прежнюю массовость. В советские
времена занималось 4200 ребят. Сейчас где-то 3500.
А ведь наш вид спорта очень недешев.
- Сколько стоит экипировать пацана?
- Минимум 1000 долларов в год: лыжи - 300, комбинезон
- 300, ботинки - 250, крепления - 200... Плюс деньги
на переезды. В сезоне у нас 55 всероссийских соревнований!
Многие уходят, потому что не хватает денег. Бывает,
на одной паре лыж, в одних ботинках человек пять
прыгают!
- Так где все-таки ребята прыгают летом?
- Нигде! Лучшие приезжают соревноваться на Ленинские
горы и в Питер. Остальные занимаются общефизической
подготовкой, имитацией прыжков. С тумбочки какой-нибудь
прыгают...
Дмитрий ТУМАНОВ. "Спорт-Экспресс", 14.12.2001
|